02.08.2021

Японский платежный рынок как парадоксальное явление

Японский платежный рынок представляет собой довольно парадоксальное явление. В стране, чья экономика третья по размеру в мире, на родине протокола NFC и QR-кодов, большинство потребителей предпочитают наличные. Может ли ситуация измениться в ближайшие годы, рассуждает региональный менеджер компании Fime Japan Такахиде Кадояма (Takahide Kadoyama).
Такахиде Кадояма Fime Japan
Такахиде Кадояма
Региональный менеджер компании Fime Japan

Страна традиций

Около 75% платежей в Японии по-прежнему производятся наличными. Это обходится экономике страны более чем в 70 млрд долларов США или 7,7 трлн иен ежегодно. Даже сбережения японцы предпочитают хранить в наличных, ведь в стране довольно низкий уровень преступности - так что до 50% всех капиталов домохозяйств составляют банкноты.

В повседневной жизни сказывается отсутствие необходимости использовать цифровые платежи. Торговые автоматы, установленные на улицах, предлагают различные продукты и услуги в обмен на купюры и монеты.

Что же будет дальше?
Японский платежный рынок представляет собой довольно парадоксальное явление

«Безналичное видение»

С чисто экономической точки зрения, Япония, безусловно, может многое выиграть от цифровизации платежей.

По некоторым оценкам, крупномасштабный переход может принести экономике страны около 15 млрд долларов США. Между тем, политики рассматривают цифровые платежи как средство борьбы с дефляционным мировоззрением экономики Японии и смягчения нынешней нехватки рабочей силы, что является долгосрочными целями правительства.

Эти факторы являются важными движущими силами политики «безналичного видения» («Cashless Vision»), объявленной Министерством экономики, торговли и промышленности Японии в 2018 г. Эта политика призвана стимулировать внедрение цифровых платежей.
Япония в ногу со временем
Но экономика, конечно же, не единственный драйвер.

В стране, которая гордится своими инновациями, есть острая необходимость в том, чтобы не отставать от других наций. В гонке цифровых платежей существует жесткая конкуренция это касается как Скандинавских стран, которые скоро станут безналичными, или стран, расположенных по соседству. По данным Payments Japan Association в Китае 66% транзакций являются безналичными, а в Южной Корее этот показатель увеличивается до 96%.

Есть опасения, что отсутствие инфраструктуры безналичной оплаты может стать препятствием для международных туристов, на которых рассчитывает Япония после пандемии.
Привыкшие к цифровым платежам иностранцы могут разочароваться в японских ритейлерах и ресторанах, которые работают только за наличные.
До тех пор, пока Токио не приняло решение о проведении Летней Олимпиады без иностранных зрителей, этот фактор служит довольно серьезным стимулом для развития «цифры».
Удобство для граждан
Цифровые технологии также могут многое предложить японским потребителям. Быстрые и удобные электронные платежи экономят время на кассе и сокращают очереди - ведь теперь не нужно возиться с купюрами или считать монеты. Расширение цифровой инфраструктуры означает, что одну и ту же карту можно использовать в магазинах, ресторанах и общественном транспорте. Это может обеспечить удобство и популярность карточных платежей.

И, конечно же, гигиенические преимущества отказа от работы с наличными как никогда актуальны. Внедрение бесконтактных технологий увеличилось во всем мире из-за пандемии COVID-19. В этом смысле безналичные платежи устраняют как замедление работы, так и беспокойство.
Недоверие к безналичным платежам
Несмотря на явный импульс к цифровым платежам, с их внедрением связаны серьезные проблемы. Нельзя недооценивать культурные факторы, которые показали, что Япония сохраняла сопротивление.

Одной из серьезных проблем является сохраняющееся недоверие к безопасности цифровых платежей. Оно особо распространено среди пожилых людей, и периодически проходящие в масс-медиа истории о хакерах, только укрепляют скептиков в их мнении.

Поэтому образовательные инициативы и четкие правила тестирования, сертификации и использования новых технологий будут иметь важное значение для доверия как потребителей, так и компаний. Новые продукты, услуги и возможности цифровых платежей должны быть безопасными, совместимыми и бесперебойно работающими.

Учитывая исторический опыт, можно уверенно утверждать, что Япония способна преодолевать приличные отрывы в развитии всего за несколько лет. Так что заявленная правительством цель к 2025 г. увеличить безналичные платежи до 40%, похоже, произведет революцию на рынке платежей в Японии.
Ранее сообщали как пандемия повлияла на платежные привычки американцев, а также по данным Bank of America роль наличных возрастает.

Материалы по теме