14.03.2025

Модернизация структуры и технического оснащения кассовых центров

Проблема модернизации кассовых центров стала в последние годы весьма актуальной для большинства развитых стран, ведь спрос на услуги обработки наличных стабильно снижается, как и прибыльность самой индустрии НДО. На что обратить внимание в первую очередь и как потратить средства максимально эффективно, советует в своей статье эксперт компании Cash InfraPro Йенс Эберхардт.

Подход «технология по требованию»

Структура и техническое оснащение кассовых центров и транспортных организаций играет ключевую роль в эффективности всего цикла наличного денежного обращения (НДО). В настоящее время колебания спроса на банкноты и монеты приводят к тому, что каждая организация в этом цикле, включая центральные банки, коммерческие банки и инкассаторские компании (CIT), должна быть готова к более динамичной обработке заказов в будущем.

Снижение спроса на услуги инкассации и обработки наличных, а также требование клиентов выполнять заказы быстрее создают новые вызовы для кассовых центров и транспортных организаций. Традиционные модели обработки и логистики наличных, основанные на паллетной технологии, уже не будут оптимальными в этих условиях.

Процессы и технологии, используемые в кассовых центрах, должны быть адаптированы к будущим объемам оборота наличных и уровню спроса на обслуживание.

Почти во всех кассовых центрах по всему миру установлена автоматизированная система обработки наличных денег, предназначенная как для банкнот, так и для монет. Однако общая эффективность оборудования (OEE) этих систем часто не соответствует ожиданиям клиентов в силу низкой производительности.
Основная причина проблемы – неэффективная внутренняя логистика в кассовых центрах из-за большого разнообразия нестандартизированных транспортных и упаковочных единиц, а также особенностей логистики на паллетах или в контейнерах для массовых грузов. Кроме того, процессы в кассовых центрах недостаточно поддерживаются программным обеспечением для управления складом (Warehouse Management Software, WMS).

И то и другое – ключевые факторы дальнейшей автоматизации процессов. Для компаний, ведущих свой бизнес в отрасли НДО, вопрос о том, куда следует инвестировать, ключевой, ведь доходность здесь не настолько высокая, чтобы можно было позволить себе распылять средства. Также важно определить, какую технологию выбрать, чтобы получить техническую и экономическую выгоду, и как будет происходить процесс трансформации. Одно из решений – применение подхода «технология по требованию».

Спрос заставляет создавать новую инфраструктуру кассовых центров

Необходимость повышения эффективности государственного управления заставляет центральные банки оптимизировать свою сеть кассовых центров. В последние 25 лет многие центральные банки, такие как Deutsche Bundesbank, Банк Франции и Резервный банк Новой Зеландии, закрыли небольшие региональные кассовые центры и объединили свои мощности по обработке и хранению наличных и клиентских данных в более крупных центрах по всей стране.

Эти крупные центры были спроектированы по традиционной модели оптовых торговых центров. Они служат в основном для длительного хранения новых и пригодных к употреблению банкнот в больших объемах на паллетах. Затем банкноты распределяются по коммерческим кассовым центрам банков и/или CIT-компаниям, которые действуют от имени банков или крупных ритейлеров.

Но такие кризисы, как недавняя пандемия коронавируса, показали, насколько уязвимы эти системы с точки зрения обеспечения бесперебойной работы бизнеса, когда расстояния между кассовыми центрами увеличиваются, а спрос требует гибкой и небольшой по объему, но быстрой обработки депозитов и заказов на поставку наличных. При этом использование больших контейнеров для банкнот требует дополнительной переупаковки и перегруппировки логистических единиц – при ввозе, поскольку система обработки банкнот не приспособлена для обработки нескольких номиналов, а также при вывозе, когда объем контейнера приходится делить на более мелкие коробки или сейф-пакеты.

Кроме того, кассовые центры коммерческих банков и CIT-компаний, как правило, не рассчитаны на использование крупногабаритных контейнеров и паллетных технологий. Коммерческие участники рынка не хотят заказывать и хранить большие объемы наличных в периоды повышения процентных ставок. В результате излишки быстро возвращаются в центральные банки.

Это говорит о том, что в будущем система поставок наличных должна стать более гибкой в плане набора услуг. Проектирование сети кассовых центров и конкретные проектные схемы для каждого уровня кассовых центров в сочетании с динамической организацией транспортных потоков – вот ключевые факторы, которые помогут снизить затраты.
Приоритетное направление – автоматизация и цифровизация логистики наличных
За последние 10 лет логистические процессы в сфере электронной коммерции придали импульс развитию новых технологий автоматизации. Эти технологии стали ключевым фактором, выделяющим складских операторов во всем мире. Во многом это связано с тем, что расходы на автоматизацию логистики и робототехнику постоянно снижаются. По данным Statista, в 2025 г. средняя стоимость промышленных роботов будет более чем на две трети ниже, чем в 2015 г.:
Данные Statista в долларах США
Профессиональные операторы, работающие в цепочке поставок наличных, также могут воспользоваться преимуществами этих технологических достижений.
Главной целью операторов кассовых центров является повышение эффективности, точности и скорости обработки данных за счет автоматизации и внедрения цифровых технологий. Ключевой аспект – масштабируемость, так как автоматизация дает возможность обрабатывать большие объемы наличных в одном помещении с высокой скоростью.

Проблемы на рынке труда, которые возникли во многих европейских странах, заставляют компании искать способы сделать свою работу более стабильной и снизить зависимость от затрат на персонал.

Центральные банки работают с удельным весом ручного труда около 60% благодаря высокоскоростной обработке наличных и автоматизированной упаковке. Но менее крупные кассовые центры все еще находятся на ранних стадиях автоматизации, и более 80% работы в этих центрах выполняется вручную.

Разумные инвестиции в технологии позволят снизить зависимость от затрат на персонал.

Первоначальные инвестиционные затраты, включая расходы на настройку и реорганизацию процессов, являются одним из главных препятствий на пути к автоматизации. Опросы, проведенные в Азии, Европе и Южной Америке, показали, что более 80% респондентов считают, что именно этот фактор является одним из трех основных и серьезно замедляет, даже тормозит процесс модернизации. При этом 60% опрошенных назвали первоначальные финансовые затраты определяющим фактором.

В отличие от респондентов из центральных банков, представители коммерческого сектора говорили о необходимости учитывать коэффициент окупаемости инвестиций (ROI) при принятии решений о внедрении новых технологий и программного обеспечения. Этот срок окупаемости включает не только первоначальные финансовые затраты, но и текущие расходы на техническое обслуживание и ремонт, а также необходимость переобучения персонала новым технологиям.
Компании, оказывающие услуги по управлению наличностью, – такие, как CIT-компании, не могут точно спрогнозировать срок окупаемости инвестиций ввиду отсутствия долгосрочных контрактов (обычно договоры с клиентами заключаются на 3-5 лет).

В целом это аргументы в пользу индивидуального подхода к проектированию автоматизированных кассовых центров. Степень автоматизации должна определяться с учетом выбранной технологии, имеющегося поставщика и соответствующего периода перехода. Конечная цель – достичь практической реализации и прибыльности.

Все это позволяет использовать подход «технология по требованию». Данный подход предполагает, что инвестиции следует в первую очередь направлять в те составляющие, преимущества которых могут быть наглядно продемонстрированы в зале кассового центра.
Технологии для автоматизированных кассовых центров
Анализ рабочих процессов в современном кассовом центре показывает, что для снижения зависимости от ручных операций необходимо внедрить программное обеспечение для управления кассовым центром (WMS). Все остальные технологические модули будут основаны на этом работающем и интегрированном программном обеспечении.

Интеграция подразумевает подключение не только машин для обработки банкнот и монет, но и погрузочно-разгрузочного оборудования для управления внутренней логистикой в цехах кассового центра. Это относится как к цифровому рабочему процессу, так и к дополнительным функциям отслеживания с автоматической идентификацией, включая штрихкоды, радиочастотные метки RFID и портативные устройства, которые поддерживают процесс комплектации и упаковки заказов.

Следующим этапом модернизации должно стать внедрение автоматизированной системы хранения и управления складом AS/RS (Automated Storage and Retrieval Systems), так как эти вложения быстро окупятся в новых и действующих кассовых центрах.
Автоматизированная технология хранения поддонов в зоне длительного хранения и небольших кассовых ящиков в зоне ежедневной эксплуатации позволяет создавать экономичные хранилища с высокой плотностью и пропускной способностью. Эти системы используют технологию «товар к человеку» для оптимизации пространства, повышения скорости и точности комплектации заказов и снижения затрат труда.

AS/RS легко интегрируется с системами управления, основанными на данных, обеспечивая непрерывный мониторинг запасов в режиме реального времени. Благодаря этому повышается плотность хранения по сравнению с ручной или полуавтоматической системой организации склада. Ручная система хранения работает по принципу «от человека к товару», предполагает организацию дополнительного прохода между полками и уменьшение высоты самих полок, в соответствии с установленными стандартами.

Как правило, строительство хранилищ с повышенными мерами безопасности обходится дороже, чем капитальные затраты на систему автоматизации хранения. Но первоначальные вложения и рентабельность инвестиций в автоматизацию могут быть компенсированы более низкими затратами на строительство за счет сокращения площади и оптимизации механических, электрических и санитарных условий.
Полная или почти полная автоматизация работы кассовых центров приводит к значительной экономии средств. Например, в «темных хранилищах» (хранилищах без окон) искусственное освещение может быть минимальным, что снижает затраты на электроэнергию. Противопожарную защиту можно обеспечить, понизив содержание кислорода в воздухе, – это обойдется намного дешевле), чем традиционные спринклерные оросители или системы пожаротушения, необходимые для помещений, где работают люди.

Автоматизация кассового центра позволяет перейти от использования контейнеров для массовых грузов к небольшим, многоразовым и стандартизированным кассовым ящикам, что значительно упрощает логистику и повышает эффективность.
У автоматизированных складов множество преимуществ, ведь они позволяют увеличить пропускную способность и время работы кассового центра без необходимости нанимать дополнительный персонал.

Оборудование AS/RS обеспечивает быстрое складирование и извлечение кассовых ящиков в зоне хранилища, что значительно сокращает время выполнения заказа. Обслуживание по требованию становится возможным без переупаковки, так как кассовые ящики уже подготовлены и упакованы в зоне ежедневного хранения.
Это оборудование также выполняет функцию системы сортировки, что позволяет хранить кассовые ящики в соответствии с порядком их поступления и извлекать их в соответствии с исходящими заказами. Благодаря этому в будущем размеры ящиков для наличных денег могут быть оптимизированы, став меньше, чем ящики, которые используются сегодня. Это станет возможным благодаря увеличению пропускной способности системы в кассовом центре без привлечения дополнительного персонала, если будет использована соответствующая технология AS/RS.

Модернизированные кассовые ящики представляют собой многоразовые и стандартизированные контейнеры или лотки с защитой от вскрытия. Они подходят как для ручной (с ограничением по весу до 15 кг), так и для автоматизированной обработки.

Эти решения обеспечивают высокую гибкость и скорость обработки заказов, позволяя избежать многократной переупаковки содержимого. Это особенно актуально для кассовой логистики, где большие коробки часто хранятся на поддонах или в контейнерах для массовых грузов, и их приходится многократно переупаковывать.
Специализированные транспортные средства для кассовой логистики
Роботизированная техника не только повышает эффективность, но и снижает риск аварийных ситуаций. Благодаря ей движение тележек с поддонами и вилочных погрузчиков в кассовых центрах можно свести к минимуму, что, в свою очередь, и позволяет повысить уровень безопасности и улучшить условия труда.

Благодаря строгим экологическим, социальным и управленческим стандартам ESG, автоматизированные склады на основе небольших логистических подразделений будут развиваться и дальше. Это связано с их высокими показателями в области охраны труда и техники безопасности.
Мы выяснили, что концепция автоматизированных систем хранения с использованием технологии по требованию имеет много положительных аспектов. Однако, стоимость робототехники и автоматизированных мобильных роботов (AMR/AGV) может быть слишком высокой для массового внедрения в консервативную сферу НДО, несмотря на все преимущества.

Эти расходы необходимо снизить, чтобы обеспечить широкое распространение и значительный вклад робототехники в работу сети кассовых центров.

Таким образом, будущие кассовые центры, смогут применять передовые технологии автоматизации в области логистики, а также в цифровом и физическом потоках операций. Это будет возможно благодаря внедрению WMS (Warehouse Management System) в цифровой поток и использованию оборудования AS/RS в физическом потоке. В будущем, возможно, будут использоваться и роботы.

Эти технологии окажут положительное влияние на общую производительность, точность, безопасность и скорость процессов в кассовом центре, что, в свою очередь, повысит эффективность цикла НДО. Также будут предоставлены новые и улучшенные услуги, такие как возможность отправки предварительно упакованных наличных по требованию банковских и розничных клиентов. В основе этих инновационных услуг лежат стандартизированные машины для обработки наличных. Они специально разработаны с учетом безопасного ручного и автоматизированного процессов обработки и оснащены автоматической идентификацией для отслеживания. Это позволяет профессиональным операторам обмениваться данными в процессе обработки наличных.

Новые перспективные концепции развиваются в следующих направлениях:
  1. Распределительные сети по принципу «центр-спица»: создаются для сокращения транспортных маршрутов между кассовыми центрами и густонаселенными регионами.
  2. Динамическая организация перевозок с использованием систем управления транспортом для оптимизации пополнения банкоматов и цепочки поставок наличных в банковские отделения и розничные магазины.
  3. Транспортные единицы меньшего размера, созданные на основе стандартных и многоразовых кассовых ящиков для хранения и транспортировки: эти ящики отвечают требованиям эффективности и безопасности на рабочем месте и экологической ответственности.
  4. Кассовый центр с высоким уровнем автоматизации процессов обработки и упаковки: автоматизированные системы хранения и поиска информации обеспечивают быстрое реагирование и точность выполнения заказов.
  5. Современные облачные системы управления заказами и складом: эти системы предлагают высокий уровень интеграции процессов и удобство для пользователей.
Источник. Ранее сообщали как выбрать поставщика счетной машинки . Кроме того, показали как определить подделку японских иен.

Материалы по теме